Недалеко от Санкт-Петербурга, в живописном местечке Репино (б. Куокалло) находится Музей-усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты». Здесь провел замечательный русский художник последние 30 лет своей жизни (1900-1930 гг.).

В 1940 году в доме И. Е. Репина открылся мемориальный музей. Однако вскоре пронеслась гроза Великой Отечественной войны, и когда наши войска в 1944 году вернули родине Карельский перешеек, «Пенаты» представляли собой руины.

Сейчас Музей-квартира восстановлена в своем прежнем виде. Снова сквозь зелень парка виднеется дом с его причудливыми окнами, стеклянными скатами кровли, резными украшениями, балконами. В первых трех комнатах дома размещены большие фотографии произведений великого живописца, а в витринах показаны документы, уникальные снимки, характеризующие творческий путь художника.

В прежнем виде восстановлены кабинет, гостиная, столовая, мастерская. Комнаты эти обставлены подлинными вещами И. Е. Репина, которые удалось спасти в начале Отечественной войны. Часть недостающих предметов воссоздана по фотографиям и чертежам. Здесь размещено более ста подлинных произведений И. Е. Репина, а также картины его учеников — Бродского, Кустодиева, Куликова, Малявина.

В репинской столовой снова стоит известный круглый стол, который славился не только тем, что позволял обходиться без прислуги, но и символизировал равенство всех, кто сидел за ним.

Один раз в неделю, в среду, И. Е. Репин позволял себе оторваться от мольберта и радушно встречал приезжавших к нему в тот день посетителей. В «Пенатах» бывали Горький и Стасов, Короленко и Андреев, Чуковский, Маяковский, Есенин, шлиссельбуржец Морозов, художники Бродский, Кустодиев, Остроумова-Лебедева, ученые — Павлов, Тарханов и другие. Многих из этих гостей И. Е. Репин запечатлев на своих полотнах.

В обширной бревенчатой мастерской проходила большая часть жизни художника. Здесь им созданы картины «Черноморская вольница», «Гопак», портреты Короленко, Кареева, Бехтерева, Морозова и других. «Тружеником он был беспримерным, — вспоминает Чуковский, — и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской…»

Из мастерской дверь ведет на большой открытый балкон, на котором Репин спал даже зимой. С балкона по крутой внутренней лестнице можно спуститься в кабинет художника. В любое время дня эта комната, застекленная с трех сторон, полна света. И. Е. Репин любил рисовать в кабинете, отсюда шли его письма многочисленным корреспондентам, здесь он писал свои воспоминания «Далекое близкое».

Из широких окон дома открывается живописный вид на парк с его прудами, тенистыми аллеями. Одна из них — ее И. Е. Репин назвал «Аллеей Пушкина» — ведет к «Площади Гомера» — небольшой поляне, на краю которой расположен павильон с деревянными колоннами. Это беседка — «Храм Озириса и Изиды», она служила своеобразной общественной эстрадой для многочисленных посетителей репинских «сред». Аллея замыкается крутой лестницей, по которой можно подняться на «Башенку Шехерезады». С ее верхней площадки во времена Репина открывался вид на Финский залив.

И. Е. Репин умер в «Пенатах» 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет.

Березовая аллея, которая сохранила булыжную дорожку, уложенную некогда руками Репина, ведет к скромной могиле художника у подножия так называемой Чугуевой горы. Репин сам выбрал это место.

Возрожденные «Пенаты», наряду с Ясной Поляной, Пушкинским заповедником, домиком Чайковского в Клину — национальный памятник, первый и единственный в стране музей великого русского художника.


Музей-усадьба И.Е. Репина Пенаты


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
3,00 из 5 (1)
11 сентября 2012