К деревне Юксовичи дорога спускается с высокого холма. Влево от нее открываются просторы Юксовского озера. Оно вытянулось с юго-запада на северо-восток на 7 километров, общая площадь его 11,6 квадратного километра. Озеро довольно мелкое: наибольшая глубина — около 10 метров. Живописные берега его изрезаны неглубокими бухточками и издревле были густо заселены. К концу XIX века вокруг озера размещалось 25 деревень. И сегодня под общим названием «деревня Юксовичи» значится несколько деревень. Первой из них нас встретит деревня Конец. Она разместилась по обе стороны от дорош на самой южной оконечности озера, отчего и произошло ее название. В этой деревне у больших двужир-ных домов сохранились очень интересные фрагменты оформления балконов.

Деревня Юксовичи, Георгиевская церковь.
Деревня Юксовичи, Георгиевская церковь.

Обогнув южный берег озера, дорога круто поднимается на холм восточного берега и приводит в деревню Соболевщина, расположившуюся между дорогой и берегом озера. Большинство домов здесь имеет однорядную связь и наиболее старые из них украшены балкончиками на фронтонной части лицевых фасадов.

За Соболевщиной у самого берега озера раскинулась деревня Кишковщина. К ее южной окраине местные жители обычно ходят пешком через поля и лощину, перебираясь через ручей, протекающий по дну ее. Но на транспорте к деревне лучше проехать по дороге. Недалеко от километрового столба с цифрой «99» от дороги отходит влево подъезд к деревне Кишковщина. На северной оконечности деревни стоит знаменитая Георгиевская церковь начала XVI столетия.

Исследователь русской архитектуры Л. В. Даль, обследовав в 1877 году эту постройку, высказал предположение, что церковь срублена в 1493 году. Эта дата и закрепилась во всей литературе. Согласно некоторым церковным документам, постройка относится к первой половине XVI века. За четыре с половиной века памятник неоднократно ремонтировался, частично перестраивался, и в настоящее время его облик существенно отличается от первоначального.

Церковь Георгия — это три стройных, с мягким повалом, сруба, по которым ступенчато взбегают крутые, клинчатые кровли. Внизу они с трех сторон охвачены мощным приземистым срубом, крытым пологой двускатной кровлей. Венчает эту композицию упругая, серебрящаяся лемехом главка.

Нижний сруб в плане представляет собой сужающуюся к западу трапецию. На восток от него выступает алтарная клеть, к западной стене примыкает крыльцо. Поперечная стена в нижнем срубе делит его на две неравные части: западную, меньшую — трапезную и восточную, большую — собственно церковь. Внутри церкви стоят два мощных столба с выразительной резьбой в виде дынек, перетянутых жгутами. На этих столбах и поперечной стене держится западная половина возвышающихся срубов.

Исследования памятника в 1965-1971 годах показали, что памятник претерпел серьезную перестройку, по-видимому, это произошло в первой половине XVII века. В 1915 году «Известия Императорской археологической комиссии» (орган Археологической комиссии), публикуя материалы о Георгиевской церкви в Юксовичах, в частности, отмечали, что храм был реконструирован в 1632 году.

Материалы обследования памятника позволяют с достаточной точностью реконструировать его первоначальный облик.

К XVI веку относится возвышающаяся часть памятника, то есть алтарная клеть, увенчанная главкой средняя клеть и западный прируб, дублирующий алтарный.

Не вызывает сомнения, что эти срубы начинались от почвы и имели галерею, охватывающую средний и западный срубы с трех сторон. Устроена эта галерея была на выпусках бревен подклета, имела двускатное тесовое покрытие, опиравшееся на ее резные столбы. Те «узкие отверстия, наклоненные к наружной стороне вниз, со следами над н1 и какого-то закрепления», которые Л. В. Даль упоминал в своем описании как вентиляционные окна, на самом деле являются гнездами от стропильных конструкций покрытия бывшей галереи, которые дополнительно крепились нагелями — большими коваными гвоздями. Кровля галереи была значительно ниже существующей трапезной, а сохранившиеся на чердаке маленькие косящатые окна на северной и южной стенах центральной клети сверху освещали внутреннее пространство церкви, площадь которой не превышала 20 квадратных метров.

Таким образом, первоначальный план церкви представлял собой крест из трех клетей: алтарной, внутренняя ширина которой была 2,46 метра, собственно церкви (ширина 4,8X4,0 метра) и притвора, клеть которого по продольной оси была короче алтарной на толщину венца.

Галерея была довольно узкой и невысокой, к ней с запада, вероятнее всего, по продольной оси было пристроено односходное крыльцо. Возможно, над этим крыльцом на столбах была устроена звонница. Если смотреть на памятник с востока и вместо тяжелых прирубов вообразить легкую галерею, то можно представить себе, как великолепен он был, стройный, весь устремленный вверх. Уступы острых, клинчатых кровель дополняют этот эффект устремленности вверх всей конструкции.

Церковь была реконструирована из-за ее малой площади. Мастера, выполняя волю прихожан, отнеслись к высокохудожественному творению предшественников с определенным тактом, проявив при этом свое высокое мастерство.

Они разобрали низ центральной клэти и притвора с галереей, подвели новый подклет, устроили по нему пол из плах, поставили стык центрального объема с притвором на резные столбы, а западную стену притвора — на новую поперечную стену сруба. Новый сруб получился внушительных размеров: восточная стена его равна 11,65 метра, северная- 11,21, западная-10,33, южная-11,34 метра. В результате этих работ площадь собственно церкви увеличилась почти в четыре раза (74 квадратных метра) и образовалась трапезная площадью 40 квадратных метров. Вдоль западной стены трапезной пристроили двухсходное крыльцо с тремя рундуками, крытое на два ската. По сути, плотники XVII века создали в Юксовичах новый архитектурный образ под непосредственным влиянием предыдущего. Интересно, что новый оруб в верхней своей части снаружи обтесан и рублен «в лапу», а нижняя его часть, подклет, рублена с остатком — в обло.

Окна этой пристройки отличаются от косящатых окон древнейшей части сооружения. Они значительно больше, и верхняя их косящина имеет сегментную подтеску.

Ко времени реконструкции церковь простояла более ста лет, и венцы снаружи сильно разрушились под влиянием атмосферных условий. Для сохранения фасадов нужно было обшить их тесом. Под обшивкой 1877 года сохранилась первоначальная, выполненная из широких тесин, полученных в результате расщепления бревен.

В старину пиленых досок не было. Пилы стали входить во всеобщее употребление только с XVIII века, а до этого доски получали из бревен, раскалывая их вдоль клиньями на несколько частей, которые затем обтесывались топорами. Отсюда и произошло название досок «тес», а топора — «тесель, теслица, тесло».

Этот древний способ изготовления досок, медленный и трудоемкий, в здешних местах сохранялся довольно долго, вплоть до второй половины XIX века, и причиной этого была не только нехватка пил. Тес имеет определенные преимущества перед пиленой доской — прочность и долговечность.

На церкви Георгия обшивка XVII века выполнена прямо по венцам и прибита на фасадах по-разному: во фронтонных частях срубов — вертикально, с клинчатой затеской нижних концов, ниже — горизонтально. По-видимому, это одна из первых обшивок памятников народной архитектуры.

Крыша является конструктивным элементом, сохраняющим здание от разрушения. На севере всегда стремились сделать овес кровель как можно большим, чтобы подальше от основания здания отвести стекающую дождевую воду. Приглядитесь к Георгиевской церкви — и вы убедитесь, что здесь свесы устроены минимальными. Сначала у исследователей возник вопрос, не укоротили ли свесы кровель при одном из ремонтов?

При исследовании оказалось, что такие свесы были сделаны изначально. Когда архитекторы делали эскизы проекта реставрации памятника, они все же прикинули вариант с увеличением свеса покрытий церкви и сразу убедились, что здание совершенно потеряло свой облик, пропала легкость, устремленность вверх его завершения. Оказывается, у древних зодчих художественный образ постройки играл главенствующую роль. Они умышленно несколько отступали от установившихся норм ради красоты архитектурного облика постройки.

Плотники Ленинградской областной специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1971- 1972 годах произвели ремонт обшивки здания церкви частично кровель, обновили главку и воссоздали крыльцо XVII века. Помогали им в этом студенты архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института. Авторы проекта консервации и частичной реставрации памятника — М. И. Коляда и И. А. Мачерет.

В деревне Кишковщине интересен дом, у которого необычно большой вынос крыши над лицевым фасадом. Он стоит вторым от церкви и лицевым фасадом обращен к озеру. Не вызывает сомнений, что это самый старый дом во всей деревне. Его отличают от всех остальных домов высокий подклет, добротность обшивки и очень сильный вынос кровли.

На примере его мы воочию убеждаемся в удивительной выразительности таких мощных покрытий изб, в высоком умении древних мастеров воплощать утилитарную необходимость в удивительную художественность. .Интересны и потоки этой постройки, сохранившие очень характерную для Юксовичей порезку. Если вы приглядитесь к потокам других домов, то без труда найдете сходство резных деталей на них.

Внутри самого дома первоначальная планировка не сохранилась. В результате неоднократных ремонтов передвинуты перегородки, переделаны окна. Отличает эту усадьбу еще одна очень интересная деталь: рядом с избой, почти параллельно ей, отдельно стоит хозяйственный двор, имеющий два этажа. Двор соединяется с домом крытым висячим переходом. Это — уникальное явление в планировке крестьянской усадьбы. Не вызывает сомнений, что рядом стоящий двор появился значительно позднее самой избы. За сенями жилого дома сохранилась небольшая часть первоначального двора, примыкавшего к нему по продольной оси, то есть образовывавшего так называемую однорядную связь — брус.

Если пройти по всему южному кусту деревень, можно увидеть интересные резные детали повалов — красиво обработанные концы выступающих на лицевой фасад двух-трех верхних продольных бревен сруба, поддерживающих свес кровли над самцами домов, а также балкончики, украшающие фронтоны домов, причелины и подзоры.

Здешний пейзаж с широкой гладью озера, полями и перелесками на противоположном берегу надолго останется в памяти.

Источник информации: «По Ленинградской области» — Л.А. Андеева, М.И. Коляда, Е.В. Кондратьева


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Еще не оценили
12 декабря 2011

6 комментариев на “Деревня Юксовичи”






Комментарии закрыты.