Улица улицу Бривибас (Свободы, бывшая Ленина) — главная магистраль Риги — берет начало у Даугавы.
Архитекторы считают, что улица Бривибас — это ярко выраженная ось композиции плана Риги, важный элемент центра города.

Она пересекает Старую Ригу, вокруг нее сгруппированы различные общественные здания, сады и парки. К улице Бривибас примыкают обширные жилые и заводские районы, а еще дальше — лесопарки и водоемы.

Проехав по улице Бривибас из конца в конец, получим множество впечатлений и богатый познавательный материал. При этом будем иметь в виду, что архитекторы постоянно думают о том, как сделать эту магистраль просторней, современней. Непрерывно ведется ее реконструкция.

Путешествие по главной магистрали мы начнем у Даугавы, и первым нам повстречается Рижский политехнический институт, готовящий молодую смену инженеров. Чуть дальше — недавно реконструированный Государственный Рижский театр русской драмы. Напротив — за сквериком — Государственная филармония. Почти рядом с театром — демонстрационный зал Рижского дома моделей. Два раза в неделю здесь можно познакомиться с новыми образцами одежды: рижане не должны отставать, как принято говорить, «от высших мировых стандартов». Художники и манекенщицы Рижского дома моделей пользуются успехом не только у себя дома, где показы моделей проводятся каждый сезон. Рижские моды снискали себе добрую славу в братских республиках и демонстрировались даже за океаном, на Всемирной выставке в Монреале. Рижанки покоряли зрителей на международных конгрессах моды в Лейпциге, Софии и других городах.

Направляясь по улице Бривибас дальше, мы оказываемся на традиционном месте свиданий рижан — «у больших часов». Едва начнет смеркаться — сколько торопливых шагов устремляется сюда, на угол улицы Бривибас и бульвара Падомью! Наконец рука в руке… И куда дальше — решают уже вдвоем. Быть может, в оперу, а может — через перекресток, в одно из уютнейших кафе «Луна». Или лучше скрыться в лабиринте дорожек возле канала, прогуляться вдоль раскинувшегося на склоне Бастионной горки альпинария? Поговорить, помечтать, побыть вместе…

На отрезке от бульвара Райниса до улицы Кирова улица Бривибас превращается в широкий бульвар. Посередине зеленеет липовая аллея. Рижские липы… В июле с них на улицы обрушиваются волны медового аромата.

Памятник В. И. Ленину
Памятник В. И. Ленину

С цветением лип совпадает годовщина республики, 21 июля — день восстановления Советской власти в Латвии. А с ней — Праздник песни и танца Советской Латвии. Праздник обычно открывается шествием певцов и танцоров. В живописных национальных одеждах, с цветами в руках они по улице Бривибас со стороны площеди Латышских красных стрелков направляются к памятнику Ленину (авторы памятника — скульпторы В. Ингал и В. Боголюбов, архитектор Э. Шталберг).

У памятника Ильичу — всегда цветы. Особенно красив цветочный ковер 22 апреля, в день рождения В. И. Ленина, и 1 сентября, когда перед началом учебного года к памятнику направляются учащиеся всех рижских школ.

Идут сюда не только дети. Разные поколения приветствуют здесь весну человечества. Со всего города стекаются рижане полюбоваться изумительным соцветием, раскинувшимся вокруг монумента.

Строгое, торжественное, высится по соседству с памятником здание Совета Министров Латвийской ССР. Недалек тот день, когда этот оживленный перекресток украсит здание новой гостиницы «Латвия».

На этом отрезке улицы Бривибас расположен также Дом знаний, где можно послушать лекции на всевозможные научные и общественно-политические темы, посмотреть документальные фильмы. В здании бывшего собора разместился и планетарий.

За улицей Кирова наша главная магистраль особенно хороша вечером. До голубых звезд (электрических, конечно) здесь рукой достать. Днем это оживленный торговый центр с магазинами продовольственных и промышленных товаров.

Возле улицы Сарканармияс обратите внимание на стройку по левую руку от нас. Это возводится новое здание Государственного академического Художественного театра имени Я. Райниса, стройка девятой пятилетки. Здесь обретут новую жизнь образы бессмертных пьес Райниса.

За Воздушным мостом начинается район крупнейших заводов Риги.

Государственный академический театр оперы и балета
Государственный академический театр оперы и балета

В первые послевоенные годы завод «Саркана звайгзне» выпускал только велосипеды. Сейчас он стал самым современным предприятием в Советском Союзе, производящим мопеды. Рядом — Рижский вагоностроительный завод. Построенные на нем электропоезда не только связывают Ригу с пригородными районами. Поезда с маркой РВЗ курсируют в Подмосковье, в других братских республиках. А на правой стороне улицы Бривибас высятся корпуса флагмана латвийской индустрии Рижского ордена Ленина государственного электротехнического завода имени В. И. Ленина, называемого по традиции ВЭФом. Весной 1969 года он отпраздновал свой 50-летний юбилей. Так же, как и многие учреждения культуры (университет, Академия художеств, театр оперы и балета, Академический театр драмы им. А. Упита), ВЭФ — детище советской республики Латвии 1919 года.

ВЭФ производит различную электротехническую аппаратуру, но наиболее известны его транзисторы и телефонные аппараты, автоматические телефонные станции.

Оживленная, широкая улица Бривибас зовет нас дальше.

Слева клубятся белые облака над высокими трубами рижской теплоэлектроцентрали. Отсюда горячая вода устремляется в железные артерии города. ТЭЦ обогревает и овощеводческий комбинат, круглый год снабжающий рижан свежей зеленью.

Справа, за линией домов, расположился новый городок Академии наук с несколькими институтами — органического синтеза, механики полимеров, химии древесины. Все они решают важные научные проблемы. Латвийским ученым есть чем поделиться на международных научных конференциях и симпозиумах.

Зимние радости. Шмерли
Зимние радости. Шмерли

Улица Бривибас привела нас к островку леса в городе — это сосновый бор Шмерли. Здесь стоит не только притормозить, но и свернуть метров на двести вглубь, на Рижскую киностудию. Ее называют еще и киногородком. Киностудия, построенная в послевоенные годы, входит в число самых современных кинофабрик Советского Союза. Ее съемочные павильоны не раз сослужили добрую службу студиям других республик.

За эти годы зажглась целая плеяда кинозвезд Латвии. Самая яркая из них — народная артистка СССР Вия Артмане. На поприще киноактрисы она вступила в 1955 году в экранизации романа Вилиса Лациса «К новому берегу». Затем последовала роль в фильме «За лебединой стаей облаков». Это было начало и успеха в кино, и расцвета ее дарования в стенах Государственного академического Художественного театра им. Я. Райниса. Теперь на ее счету немало киноролей. Во многих странах мира зрители узнали ее Кристину из фильма «Эдгар и Кристина», Соню из ленты «Ленфильма» «Родная кровь». Актриса-коммунист была делегатом XXIV съезда КПСС.

Народная артистка СССР Вия Артмане
Народная артистка СССР Вия Артмане

Стремительно развивается киноискусство Советской Латвии, а с ним вместе растет и популярность наших актеров. Вспомним Эльзу Радзинь, народную артистку республики из Государственного академического театра драмы им. А. Упита. Ее имя тоже обрело мировую известность. В фильме Г. Козинцева «Гамлет» (студия «Ленфильм») она сыграла королеву Гертруду, а в следующем фильме того же режиссера, «Короле Лире», — Гонерилью. Большой популярностью в Советском Союзе пользуются народный артист ЛССР Эдуард Павул, заслуженные артисты ЛССР Гунар Цилинский и Харий Лиепинь. Но времени у нас в обрез, поэтому на студии мы, скорей всего, успеем лишь познакомиться с какой-нибудь новой цветной документальной лентой.

Тихий уголок леса, огибающего киностудию, зимой становится местом нашествия лыжников. Невысокие пригорки, свежий

Рижанин Янис Лусис возвращается из Мехико с олимпийской золотой медалью
Рижанин Янис Лусис возвращается из Мехико с олимпийской золотой медалью

Сосновый аромат и – рукойподать до центра города. В Шмерли приходят на тренировки и студенты Рижского института физическои культуры, когда им становится тесно у себя «дома» на просторном спортивном поле института… Заметим что с этого поля стартовал чемпион Олимпийских игр в Мехико копьеметатель Янис Лусис. А если уж мы заговорили о спортсменах то нельзя не сказать о Дворце спорта, открытом в апреле 1970 года к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.

Дворец спорта — гордость рижских любителей спорта — остался уже позади — в центре, между улицами П. Стучки и Кр. Барона. Вмещает он свыше 5 тысяч зрителей, и тем не менее достать билеты на хоккейные матчи нелегко. В январе 1971 года здесь на искусственном льду состоялись соревнования на первенство СССР по фигурному катанию — ответственная проверка перед европейским чемпионатом в Цюрихе. Благодаря Всесоюзному телевидению в эти дни гостями нашего дворца стали многочисленные телезрители.

А улица Бривибас все не кончается. Мы проезжаем жилой массив на улице Тирзас, район текстильных фабрик, среди которых особенно славится шелкоткацкая фабрика «Ригас аудумс». Наконец — Юглский канал, восточная граница Риги. Вдоль нее расположился жилой район — Югла.

На бывшей городской окраине вырос новый жилой район Югла
На бывшей городской окраине вырос новый жилой район Югла

Здесь мы не задержимся. На том берегу озера Юглы нас ждет приятный сюрприз. По Псковскому шоссе, продолжению улицы Бривибас, поднимемся на взгорок и свернем вправо. Здесь в обширном естественном парке разместился Латвийский Этнографический музей под открытым небом — один из уникальнейших музеев мира. Он знакомит с памятниками народного быта латышей. Кажется, где-то далеко-далеко осталась современная Рига, наш бурный век. Мы обходим усадьбу за усадьбой, видим, как жили, трудились люди разных уголков Латвии.

Старинные постройки и их убранство рассказывают о жизни и труде латышских крестьян в эпоху феодализма и капитализма, показывают, как бедность и беспраБие вынуждали их бороться за лучшее будущее, как даже в самые тяжелые времена крестьянин не терял чувства собственного достоинства и находил силы сохранять и обогащать культуру и искусство своего народа.

На прощание заглянем на выставку скульптур Мартыня Заура. Они не могут не вызвать улыбки. Пни и корневища с наростами необычной формы — мазерами послужили художнику материалом для создания галереи комических типов, которая так органично дополняет общее впечатление от музея. Об этих оживших в дереве образах сам Мартынь Заур говорит, что они навеяны слышанными в детстве рассказами старой батрачки о жизни барской усадьбы в Земгале конца XIX века. Дерево, частично сохраняя свою неповторимую фактуру, превратилось в руках скульптора в характерный образ, объединяющий в себе реальность и сказочность, фантастичность предания. «Семейство Трехглазого старосты» состоит из 14 скульптур. Вот сам Трехглазый: одним глазом он следит за работой батраков, другим — ловит распоряжения барина, а третьим — выискивает, где бы поживиться. А вот батрачка, за ней владелец хутора, кучер, слуга, лесничий, старый граф, графиня, духовный пастырь и другие образы былого.

Минувшее воссоздано в персонажах, которые с юмором и горечью одновременно повествуют о той поре, когда в музейных ныне усадьбах кипела настоящая жизнь.

Нашим маршрутом мы выбрали всего лишь одну улицу, а возвращаемся в гостиницу только к вечеру. Успеть бы вовремя на спектакль в театр оперы и балета! Думается, вы не будете разочарованы. Главный балетмейстер Академического театра оперы и балета — народный артист республики Александр Лемберг. Солисты балета народная артистка СССР Велта Вилцинь, народный артист ЛССР Харальд Ритенберг, заслуженные артистки ЛССР Айя Баумане и Марта Билалова не раз бывали в дальних гастрольных поездках — в странах Латинской Америки, США, Арабской Республике Египет, Франции, Канаде — и везде были тепло приняты.

Вся рижская балетная труппа с большим успехом гастролировала на севере Италии и юге Франции.

Молодые таланты пестует Рижское хореографическое училище. Проходит какой-то срок после его окончания — и на небосклоне рижского балета загораются новые звезды. Самые строгие ценители балета восхищаются заслуженной артисткой ЛССР Инарой Абеле, Аусмой Драгоне. Молодое поколение мастеров балета, которое представляют Зита Эррс, Геннадий Горбанев и другие, с каждым новым выступлением также все больше радует зрителей.

Если же вам случится прослушать оперный спектакль, скажем, «Трубадур» Верди, вы, несомненно, будете покорены прекрасным сопрано народной артистки СССР Жермены Гейне-Вагнер. На руке певицы десятки узких серебряных браслетов: каждый из них — память о новой роли, на браслете выгравированы дата премьеры и имя героини.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Еще не оценили
11 марта 2010

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Если у вас есть сайт или блог . Обязательные поля помечены *