Обычно бывает так: позавтракав, гости «Риги» выходят на площадь перед гостиницей, навстречу утреннему солнышку (хотя, конечно, далеко не всегда капризный приморский климат балует нас теплом). Здесь уже теснятся автобусы. Они развозят туристов по разнообразнейшим маршрутам Риги. Но сегодня мы сделаем по-другому. Дыхание Старой Риги вы ощутите сильней всего, если исходите ее пешком. А начинать знакомство […]

Панорама Риги
Панорама Риги

Обычно бывает так: позавтракав, гости «Риги» выходят на площадь перед гостиницей, навстречу утреннему солнышку (хотя, конечно, далеко не всегда капризный приморский климат балует нас теплом). Здесь уже теснятся автобусы. Они развозят туристов по разнообразнейшим маршрутам Риги. Но сегодня мы сделаем по-другому. Дыхание Старой Риги вы ощутите сильней всего, если исходите ее пешком. А начинать знакомство с Ригой надо именно с того места, где лет восемьсот назад были заложены ее первые камни.

Но прежде мне хотелось бы напомнить слова Антуана де Сент-Экзюпери (который, правда, никогда не бывал в Риге) из «Маленького принца»: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

По Старой Риге надо бродить не спеша, чтобы за шагами нынешних прохожих расслышать и те, что отзвучали много веков назад.

Когда мы, рижане, проходим улочками Старого города, в ушах у нас нередко звучат стихи Александра Чака. Чак был истинным певцом Риги, безгранично влюбленным в свой город. Так пусть сопутствуют нам в осмотре Старой Риги образы и персонажи его стихотворений — веселые средневековые подмастерья!

Подойдя по улице Вальню к сложенной из красного кирпича Пороховой башне, направо, за бульваром Падомью, мы увидим Бастионную горку. Летом она утопает в зелени кустов и деревьев. На вершине ее расположено кафе. В старину башня называлась Песчаной, она замыкала собой вал укреплений, дальше шли лишь песчаные холмы (Бастионная горка — один из них). Позднее башню стали использовать для хранения пороха и переименовали в Пороховую.

В те далекие времена, когда в домах на узких улочках средневековой Риги дубили кожу, ткали сукно, ковали украшения, а в корчмах раздавался стук пивных кружек, именно здесь проходила граница города, здесь находились его северо-восточные ворота, именуемые Песчаными, — впервые они упомянуты в хронике в 1330 году. Башня же из красного кирпича украшает Ригу с 1650 года. Сейчас в башне и примыкающем к ней здании находится Музей революции Латвийской ССР. В его фондах свыше ста тысяч экспонатов, рассказывающих о пути, пройденном трудовым народом Латвии со времени зарождения революционного движения в конце прошлого века до наших дней. Несколькими кварталами дальше (за чертой Старого города), на улице Цесу, 17, где

весной 1900 года останавливался нелегально приехавший в Ригу В. И. Ленин, находится филиал Музея революции — Мемориальный музей В. И. Ленина, повествующий о жизни и деятельности вождя, его связях с революционным пролетариатом Латвии.

В Старой Риге, как и во всяком старинном городе, много церквей, прочертивших своими шпилями неповторимые линии в панораме столицы Латвии.

Здание концертного зала Латвийской филармонии
Здание концертного зала Латвийской филармонии

Самая красивая из церквей Старой Риги — Домский собор — стала крупнейшим концертным залом в республике. Каждый, посетивший Ригу, считает своим долгом побывать здесь, послушать знаменитый Домский орган.

Книга времен, отделяющих нас от основания Риги, достигла уже двухметровой толщины. Не верите? Остановимся у лестницы, ведущей в Домский концертный зал со стороны площади 17 Июня, у так называемого Северного входа. Взгляните и сами убедитесь — к двери, которая в XIII веке была на уровне улицы, ведут вниз 16 ступеней. Это значит, что за без малого восемь веков уровень рижских улиц поднялся на два метра. А нам кажется, будто фундамент Домского собора ушел глубоко в землю.

Домский собор был заложен в 1211 году, когда в Риге с помощью силы и обмана утвердились немецкие феодалы. Первоначальное здание, законченное в XIII веке, было достроено в XV веке. Оно обрело ряд пристроек, в том числе боковые капеллы. Романский стиль собора дополнился чертами готики. В XVIII веке появились приметы барокко в виде барочной башни, заменившей готический шпиль. В 1868 году был построен Западный вход с площади Гердера.

Иоганн Готфрид Гердер, немецкий философ, просветитель и писатель, с 1764 по 1769 год учительствовал в рижской Домской школе. Он популяризировал латышский фольклор, выступал в своих статьях против угнетения латышских крестьян. Память о нем жива доныне, и в небольшом скверике, вблизи Домского концертного зала, установлен его бюст.

Бурные века и события не прошли бесследно для Домского собора. Понадобилось целых три года, чтобы посетители увидели концертный зал таким, каков он сегодня.

Орган Домского собора
Орган Домского собора

Гордость Домского концертного зала — его орган, не имеющий себе равных в Советском Союзе по мощности звучания и красоте тембра. 127 регистров и 6768 труб — это же огромный симфонический оркестр! После войны орган был реставрирован фирмой «Hermann Eule» из Германской Демократической Республики.

Домский собор — филиал Государственного Музея истории Риги, архитектурно-исторический памятник — представляет собой целый комплекс строений. К центральному зданию примыкают широко известный Домский крестовый ход и во внутреннем дворе небольшой сад — один из красивейших в Риге, а также здание Музея истории г. Риги и мореходства.

Проходя узкими, извилистыми улочками Старой Риги, где брусчатку умышленно не заменяют асфальтом, мы еще не раз встретим небольшие, уютные садики в старинных дворах. Осенью там пламенеют плети дикого винограда, весной допоздна шепчутся под древними сводами юные пары. У рижан стало обычаем назначать свидания у «Шведских ворот» на улице Торня. Свое летоисчисление они ведут с 1698 года. Не сосчитать, сколько кадров, снятых здесь, вошло в киноленты и фотоальбомы. Во времена господства буржуазии гулкий булыжник улицы Торня вздрагивал под шагами безработных: здесь находилась биржа труда.

«Шведские ворота» в Старом городе
«Шведские ворота» в Старом городе

Надо немало времени, чтобы не спеша, с чувством обойти все исторические и романтические уголки Старой Риги, но нельзя при этом не заглянуть в Рижский замок на площади Пиониеру, который был когда-то одним из самых значительных укреплений Ливонского ордена, а сейчас является богатейшей сокровищницей искусства и культуры. Здесь разместились три музея и Рижский Дворец пионеров.

После того как мы побывали у средневековых жилых домов «Три брата» на улице Маза Пиле, осмотрели старинные склады на улицах Сарканас Гвардес, Вецпилсетас и Алдару (такие склады были распространены в XVII веке), пришло время завернуть в одно из небольших кафе Старого города. Может быть, в «Вец-ригу» — «Старую Ригу», полюбившуюся многим рижанам? Или в самое маленькое рижское кафе под названием «Тринадцать стульев»? Да, скорей всего сюда. Ведь когда чуть не весь день проведен в скитаниях по Старой Риге, где мы вслушивались в ритм времени древних мастеров и торговцев, самая пора отведать напиток, рецепт которого создан именно средневековой Ригой. Уж где-где, а в «Тринадцати стульях» мы непременно увидим большие и малые бутылочки «Рижского черного бальзама».

Улицы и площади Старого города зачастую становятся местом съемок Рижской киностудии и киностудий многих других городов Советского Союза. Даже если в фильме не упомянуты ни Рига, ни Старая Рига, мы всегда узнаем знакомые места. Мы любим эти недвижные каменные лики на порталах домов, вензеля и надписи, серый булыжник мостовой, красные черепичные крыши, сине-зеленые башни с позолоченными петухами. И, как только позволяет время, идем в тесные кварталы Старой Риги, чтобы еще раз мысленно встретиться с веселыми и работящими подмастерьями, умудренными опытом мастерами, которые строили дома, мяли и дубили кожу, клепали бочки, и чьи профессии до сих пор живы в названиях многих улочек. Отсюда, словно от кинутого в озеро камня, вот уже почти восемь столетий расходятся круги — все шире, все дальше. Старое все больше обрастает новым. Но молодеет и сам древний город.

Война разрушила немало кварталов Старой Риги, и естественно, что ее архитектура год от года обновляется современными домами, площадями, монументами.

Хорошо посидеть с друзьями..
Хорошо посидеть с друзьями..

Близ Октябрьского моста расположена площадь Латышских красных стрелков. После конкурсов и дискуссий о том, какой облик придать этому пространству между древними стенами Старой Риги и синей гладью Даугавы, было решено реализовать проект скульптора В. Алберга и архитекторов Д. Дрибы и Г. Лусиса-Гринберга. Так возникла повесть в камне и металле о легендарных подвигах латышских красных стрелков — гордости латышской нации. История знает немало прославленных деяний латышских красных стрелков. Они всегда были верны великим идеям В. И. Ленина. Они открыли дорогу к победе Советской власти в начале 1919 года почти на всей территории Латвии.

Красноватое здание в центре площади напоминает рижанам о солнечном весеннем дне 1970 года, когда накануне 100-летия со дня рождения В. И. Ленина — 16 апреля — был торжественно открыт Мемориальный музей латышских красных стрелков. Каждый посетитель мемориала встречается здесь с ленинскими идеями дружбы и братства народов СССР, пролетарского интернационализма.

Нельзя не отметить, что экспозиция музея непрерывно пополняется. Этому немало способствуют и посетители: они приносят в дар музею фотографии, документы, газеты, различные вещи — память о тех далеких днях. Работники музея им глубоко благодарны.

В книге отзывов много записей тех, кто приехал сюда с берегов Волги, из лесов Белоруссии, украинских степей — мест, где ковалась боевая слава латышских красных стрелков.

Люди приходят в музей, чтобы вспомнить близких, склонить голову перед памятью Иоахима Вациетиса, Роберта Эйдемана, Юлия Данишевского, Фридриха Калныня и других мужественных сынов латышского народа.

У боевых знамен латышской стрелковой дивизии звучат торжественные обещания октябрят и пионеров, здесь юноши и девушки получают из рук убеленных сединами стрелков комсомольские билеты.

Памятник председателю первого правительства Советской Латвии Петру Стучке на площади Пиониеру
Памятник председателю первого правительства Советской Латвии Петру Стучке на площади Пиониеру

Мемориальный музей латышских красных стрелков — свидетельство глубокого уважения к бойцам ленинской гвардии, которые глубоко осознавали, что свобода и счастье трудового народа Латвии могут быть достигнуты лишь в общей борьбе, в едином строю с великим русским народом и другими народами бывшей царской России. Интернациональный подвиг латышских красных стрелков — одна из ярчайших страниц в летопи и революционных битв нашей страны.

Создание мемориального ансамбля на площади Латышских красных стрелков завершено. Участников первомайской демонстрации 1971 года впервые приветствовала монументальная группа стрелков, высеченная в красном граните.

Авторам Музея-памятника латышским красным стрелкам в Риге скульптору В. Албергу и архитекторам Д. Дрибе и Г. Лусису-Гринбергу присуждена Государственная премия СССР.

На площади Пиониеру, возле Рижского замка, стоит памятник первому председателю Советского правительства Латвии Петру Стучке (скульптор Э. Мелдерис, архитектор Г. Мелдерис).

Сегодня Старая Рига жива как памятник истории, как своеобразный музей архитектуры. Здесь расположены и министерства, учреждения, конструкторские бюро. Здесь же находится Союз архитекторов, рождаются проекты новых зданий Риги, с солнцем в каждом окне.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Еще не оценили
11 марта 2010

Один комментарий на “День первый: мозаика старой Риги”


Комментарии закрыты.