За Литейным мостом, в нескольких сотнях метров ниже по течению Невы, вправо отходит ее самый длинный северный рукав — Большая Невка. Здесь, у закругленного мыса Петроградской стороны, стоит на вечной стоянке крейсер «Аврора», а берега Большой Невки соединяет Сампсониевский мост, сооруженный в 1954-1956 годах и сменивший старый деревянный мост XIX века. Проектировщики инженер В. Демченко и архитектор Л. Носков стремились придать ему очертания, традиционные для мостов старой части Ленинграда. Средняя пятипролетная часть Сампсониевского моста с ее центральным разводным пролетом спроектирована как прямое повторение соответствующих конструкций Каменноостровского и Ушаковского мостов, строительство которых было завершено на год раньше. Сампсониевский мост интересен в деталях, но его пролеты кажутся слишком мелкими по сравнению с шириной Невы в этом месте.

Сампсониевский мост
Сампсониевский мост

Большой творческой удачей петербургских инженеров и архитекторов явился новый металлический Биржевой мост, соединивший в 1960 году Васильевский остров с Петроградской стороной. Его проектирование было очень сложной и ответственной градостроительной задачей: сменив старый, деревянный, он должен был органично войти в замечательный архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова, созданный в начале XIX века.

Плавно закругленный мыс Стрелки разделяет течение Невы на два почти равных по ширине рукава — Большую и Малую Неву. Это было очень умело учтено русскими зодчими.

Одна из главных особенностей ансамбля Стрелки — строго симметричная композиция. Монументальное здание бывшей Биржи (ныне в нем размещен Центральный военно-морской музей), спроектированное Тома де Томоном, было по предложению архитектора А. Захарова поставлено строго по оси мыса. По сторонам полукруглой площади — две Ростральные колонны; два одинаковых пологих пандуса плавно спускаются к воде. Развивая заложенный в основу ансамбля принцип строгой симметрии, архитектор И. Лукини в конце 1820-х годов возвел по сторонам Биржи два одинаковых здания пакгаузов, а с севера- здание Таможни (ныне Институт русской литературы); купол ее зрительно уравновешивает башенку петровской Кунсткамеры в общем силуэте Стрелки. Строгость и монументальность ансамбля сочетаются с тонко найденным равновесием архитектурных масс. Эти черты определили и облик моста Строителей. Так как левый рукав Невы у Стрелки пересекает пяти-пролетный металлический Дворцовый мост, то было решено и Биржевой мост сделать тоже пяти-пролетным и тоже металлическим.

Биржевой мост
Биржевой мост

Повторив в общих чертах силуэт Дворцового моста, инженеры В. Демченко и Б. Левин и архитекторы Л. Носков и П. Арешев решили применить более современные и совершенные конструкции, перекрыв пролеты стальными арками. У Биржевого моста — как и у Дворцового — размеры пролетов плавно нарастают от берегов к середине русла, а средний тоже сделан разводным. Но он сконструирован так, что в сомкнутом виде похож на арку и благодаря этому не нарушает общего ритма линий всей конструкции.

Отличаясь удивительной композиционной законченностью, мост прекрасно гармонирует и со всем ансамблем Стрелки Васильевского острова, и с величавым простором Невы.

Через пять лет после завершения Биржевого моста, в ноябре 1965 года был открыт второй капитальный мост, соединивший берега Малой Невы. Его название — Тучков — связано с фамилией крупного лесопромышленника, владевшего в XVIII веке складами леса на правом берегу Малой Невы и финансировавшего строительство на этом месте еще в 1758 году первого, деревянного моста. Однако, если название — одно из самых старых, то конструкция моста, напротив, отличается новизной технических решений. Средний пролет сделан разводным: он состоит из двух стальных крыльев, раскрывающихся вверх. Боковые пролеты, длина каждого из которых равна 74 метрам, перекрыты конструкциями из предварительно-напряженного железобетона. Оригинальность и большая экономичность конструкции не только облегчили строительство: изящные очертания необычно тонких балок эффектно контрастируют с гранитными массивами опор, наглядно выявляя высокую прочность железобетона.

Биржевой мост
Биржевой мост

Тучков мост, спроектированный в институте «Ленгипроинжпроект» инженерами В. Демченко, Б. Левиным и архитекторами Л. Носковым и П. Арешевым, может быть по праву отнесен к числу самых красивых мостов Ленинграда. Это один из лучших образцов современного направления в архитектуре мостов, которое отличается стремлением к строгости, стройности силуэта и подчеркнутой смелостью конструктивных решений. Крупные размеры пролетов, простые и четкие формы Тучкова моста хорошо согласованы с простором реки. Его силуэт внес новую, современную ноту в панораму невских набережных.

В иной архитектурной «тональности» задуман ансамбль мостов и набережных Карповки — протока, который отделяет от Петроградской стороны ее северную часть — Аптекарский остров. Небольшая ширина Карповки, ее живописные Излучины предопределили некрупный, как бы «камерный» масштаб мостов. Раньше все мосты через Карповку были деревянными. Первый капитальный мост — Пионерский — пересек ее в 1936 году. Его пролет перекрыт железобетонным сводом красивого эллиптического очертания. Фасады моста облицованы гранитом; такая импозантная архитектурная обработка была предусмотрена авторами проекта инженером А. Саперштейн и архитектором К. Дмитриевым потому, что мост находится на главной магистрали Петроградской стороны — Каменноостровском проспекте.

В 60-х годах развернулись работы по облицовке берегов Карповки гранитом. Ее новые набережные завершаются ажурной железной решеткой, рисунок которой оригинален, но в то же время напоминает перильные ограждения старых петербургских каналов. Одновременно были перестроены и мосты через Карповку: большинство сооружено из экономичных стандартных сборных железобетонных конструкций, разработанных инженерами института «Ленгипроинж-проект». Их изящные силуэты отвечают общему характеру архитектурного пейзажа Карповки. В северной части невской дельты располагаются три больших острова: Каменный, Елагин и Крестовский. Основную часть их территории занимают обширные парки.

Нева здесь делится на несколько довольно широких рукавов: Большую, Малую, Среднюю Невки и Крестовку- и, кроме того, на много безыменных узких протоков, которые пересекают острова, соединяют друг с другом их пруды.

Мостов в этом районе Санкт-Петербурга особенно много. Подавляющее большинство их — деревянные пешеходные, сравнительно скромных размеров, однако есть и несколько крупных городских — стальных и железобетонных.

В 1955 году было завершено создание своеобразного ансамбля из двух мостов у восточной Стрелки Каменного острова (авторы проекта — инженеры В. Демченко, Б. Левин, архитекторы П. Арешев и В. Васильковский). Малую Невку пересек пятипролетный металлический Каменноостровский мост, со средним разводным пролетом. Его «сосед» — Ушаковский мост, названный в честь выдающегося русского флотоводца XVIII века, соединяет берега Большой Невки. Он длиннее Каменноостровского, поэтому для унификации конструкций проектировщики сделали его среднюю пятипролетную часть точным повторением конструкции Каменноостровского моста, а у берегов соорудили двухпролетные аркады, облицованные гранитом.

На большой невке
На большой невке

Мосты у Стрелки Каменного острова отличаются довольно цельной архитектурной композицией, а стилизация, характерная для их облика, выполнена со вкусом. Спокойные, плавные очертания мостов хорошо перекликаются с окружающим садово-парковым ландшафтом.

Новые мосты Санкт-Петербурга отличаются большим разнообразием конструктивных и архитектурных решений. В их числе — и очень крупные сооружения из стали и железобетона, с могучими крыльями и «мускулами» разводных пролетов, соединившие берега Невы, и небольшие арочные, балочные и рамные мосты, стройные силуэты которых встали над петербургскими каналами, отражаясь в их спокойных свинцовых водах.

Источник информации: «And bridges spanned the waters width / Мосты повисли над водами» Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин.

This post is also available in English.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Еще не оценили
11 декабря 2011

4 комментария на “Мосты над северными протоками Невы”





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Если у вас есть сайт или блог . Обязательные поля помечены *