Путешествия в историях и фото

Свирица

Чтобы добраться до Свирицы, летом лучше всего воспользоваться рейсовыми катерами Пашский Перевоз — Свирица.
Катер отчаливает от пристани, проходит под мостом, и вскоре поселок остается позади. Берега Паши на этом участке низменные, растительность небогатая, низкий горизонт создает удивительное ощущение безграничности окружающего пространства и мощи несущей вас реки.

На фоне равнинного пейзажа особенно внушительным кажется монолит каменного пятиглавого храма с колокольней в селе Карпино, в 3 километрах от Пашской пристани. Этот памятник культового зодчества XIX века выдержан в прекрасных пропорциях и очень выразителен по силуэту. Чем ниже спускаемся по течению Паши, тем реже встречаем на ее берегах населенные пункты. Дельта Паши, так же как и дельта Свири, сильно заболочена, и по берегам ее протоков и каналов построены насыпные дамбы. Кроме Но-восвирского канала Паша связана со Свирью несколькими протоками; название одной из них — Долгая Свирица — дало наименование поселку Свирица, раскинувшемуся на островах в устье Паши, в 7 километрах от впадения Свири в Ладожское озеро. Не доходя до устья Паши, катер сворачивает налево и по короткому каналу, соединяющему Пашу с Ново-Ладожским каналом, мы попадаем в Свирицу.

Это рабочий поселок с населением более тысячи человек, занятым в лесной промышленности и на водном транспорте. К Свирицкой транзитной сплавной конторе направляются лесные грузы с богатых лесом притоков Паши и Ояти. Кроме того, Свирицкая лесозаготовительная контора ведет заго товку леса в Загубеком лесничестве и вывозит его на пристань села Загубье (в 8 километрах к западу от Свирицы), откуда местным буксирным флотом по Ново-Ладожскому каналу лес доставляется в Ленинград. В поселке имеются метео- и синоптическая станции, рыбоприемная база и судоремонтные мастерские речного флота.

В XIII — XIV веках, в период новгородской колонизации севера, Свирица являлась важным торговым пунктом Новгорода Великого. В начале XVIII века по поручению Петра I А. Д. Меншиков обследовал устье Свири, чтобы выявить возможность устройства здесь военной гавани. Местность была признана непригодной для этой цели.

В гражданскую войну летом 1919 года устье Свири оказалось связанным с военными действиями, вошедшими в историю под названием Видлицкой операции. Здесь были замаскированы вместе со сторожевыми судами два эсминца «Уеоуриец» и «Амурец», которые утром 27 июня вместе с остальными судами флота, стоявшими в устье реки Олон-ки, двинулись на штурм Видлицы, где располагался штаб белогвардейской Олонецкой армии. Краснофлотский десант успешно атаковал белых и отбросил их за Видлицу.

Теперь Свирица — порт Северо-Западного речного пароходства, где сходятся грузопотоки с Невы и Волги, Белого моря и Онежского озера, со Свири и ее притоков. Регулярными пассажирскими рейсами Свирица связана с Петрокре-постью. Сюда заходят пассажирские теплоходы, следующие по Волго-Балту.

Свирица — своеобразнейший уголок нашей области, единственный в своем роде поселок, где улицами служат каналы, а транспортом — лодки. Дома стоят на высоких сваях. Когда уровень воды опускается, сваи обнажаются, и дома приобретают облик сказочных избушек на курьих ножках.

«По Ленинградской области» — Л.А. Андеева, М.И. Коляда, Е.В. Кондратьева