Путешествия в историях и фото

Мосты от Инженерного замка до Дворцовой площади

Катастрофическое наводнение 1824 года, так образно описанное в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», разрушило и повредило очень много деревянных мостов. Поэтому во второй половине 1820-х годов и в 1830-х годах в русской столице построили несколько новых чугунных и каменных мостов.

Театральный мост

По проектам инженеров П. Базена, Е. Адама и Г. Гретера — педагогов Петербургского института инженеров путей сообщения — был создан ансамбль в верхнем течении Мойки, между Инженерным (Михайловским) замком и Дворцовой площадью.

Мойка вблизи Большого Конюшенного моста

На мостах установлены очень красивые металлические решетки и фонари, поражающие почти ювелирной тщательностью исполнения. Арки чугунных мостов украшены разнообразными декоративными накладками и кронштейнами, также отлитыми из чугуна.

Первый Инженерный мост

Знакомство с мостами Мойки лучше всего начать там, где река берет свое начало из Фонтанки недалеко от Инженерного замка.

Большой Конюшенный мост

В 1820-х годах выдающийся русский архитектор К. Росси проложил проезды вдоль Мойки и Фонтанки и продолжил Садовую улицу до Марсова поля, наметив места новых мостов через эти реки. Пантелеймоновский мост через Фонтанку, построенный в 1823 году инженерами Г. Третером и В. Хри-стиановичем, был первым в России городским транспортным мостом висячей конструкции: его проезжая часть поддерживалась железными цепями, подвешенными к чугунным пилонам.

Первый Инженерный мост

В период между 1825 и 1837 годами вблизи Инженерного замка по проектам инженера П. Базена построено несколько чугунных и каменных мостов через Мойку, Лебяжий и Воскресенский каналы (последний проходил тогда перед южным фасадом замка). В конце 20-х годов сооружен Первый Инженерный мост, пересекающий Мойку около Фонтанки. Его пролет был перекрыт сводом из чугунных блоков-ящиков.

Большой Конюшенный мост

На мосту установлены оригинальные фонари-торшеры в виде пучков пик и перила, декорированные изображениями скрещенных мечей и щитов с-головой мифической Горгоны Медузы. Арки были оформлены отлитыми из чугуна изображениями воинских доспехов: щитов, шлемов и т. п. У юго-восточного угла Инженерного замка гранитная набережная правого берега Фонтанки прерывается необычным мостом — Вторым Инженерным, под которым сейчас нет протока. Он сооружен около 1830 года и пересекал Воскресенский канал, который позднее засыпали. Однако мост, оформленный красивыми решетками, решили все же сохранить.

Первый Инженерный мост

Такова же судьба и второго моста «на сухом месте» — в Михайловском саду, рядом с прудом: построенный тоже около 1830 года, он пересекал проток, соединявший пруд с Воскресенским каналом. В середине 30-х годов вблизи Инженерного замка появились еще два каменных моста, спроектированные инженером П. Базеном: один — теперь он называется Первым Садовым — пересек Мойку на продолжении Садовой улицы (его каменный свод в 1907-1908 гг. был заменен стальной аркой); второй — Нижне-Лебяжий — пересек Лебяжий канал. В рисунке решеток и фонарей обоих мостов использованы многочисленные стилизованные изображения античного оружия. Возможно, их архитектурное оформление разработано при участии К. Росси.

Второй Инженерный мост

Цепной Пантелеймоновский мост прослужил восемьдесят пять лет. В 1908 году, опасаясь, что мост не выдержит возросших нагрузок от городского транспорта, его разобрали и заменили стальным арочным, построенным по проекту инженера А. Пшеницкого и архитектора Л. Ильина. Для того, чтобы новый мост органично вошел в окружающий архитектурный ансамбль, Ильин оформил его теми же декоративными мотивами (копьями, щитами и т. п.), которые использованы в отделке соседних мостов через Мойку, возведенных в XIX веке.

Мост через засыпанный проток в Михайловском саду

У юго-западного угла Марсова поля в 1967 году появился Второй Садовый мост. Его пролет перекрыт современной железобетонной конструкцией. Авторы проекта инженер Е. Болтунова и архитектор Л. Носков стремились к тому, чтобы сооружение воспринималось как элемент ансамбля Марсова поля, в который входят здания бывших казарм Павловского гвардейского полка и бывших Императорских конюшен, созданные выдающимся русским зодчим В. Стасовым. Фонари нового моста скопированы с фонарей Первого Садового моста, а перила повторяют решетку одного несохранившегося моста у Нарвских триумфальных ворот, которая предположительно спроектирована тем же архитектором В. Стасовым.

Пантелеймоновский мост

Немного ниже по течению от Второго Садового моста, в том месте, где из Мойки вытекает канал Грибоедова, находится один из самых оригинальных по композиции мостов старого Петербурга. Он состоит из трех частей: однопролетного Мало-Конюшенного моста через Мойку, однопролетного Театрального через исток канала Грибоедова и «ложного».

Второй садовый мост

Декоративная чугунная арка последнего, повторяющая очертания настоящей, конструктивной, арки Театрального моста, в совокупности с ней образовала строго симметричную композицию, очень удачно завершившую панораму канала Грибоедова. И эта необычная конструкция и интереснейшее архитектурное убранство созданы в 1829-1830-х годах инженером Г. Третером, немного изменившим существовавший первоначально проект инженера Е. Адама.

Пантелеймоновский мост

Немного раньше, в 1828 году, по проекту Е. Адама и Г. Третера построен Большой Конюшенный мост, пересекающий Мойку по другую сторону от здания бывших Императорских конюшен.

Мост через засыпанный проток в Михайловском саду

Против здания Капеллы Мойку пересекает широкий Певческий мост, возведенный в. 1838-1840 годах. На нем так же, как и на Красном мосту, сохранились старые ограждения, отделяющие тротуары от проезжей части, но особенно интересна перильная решетка — настоящее кружево из чугуна, поражающее изяществом рисунка и исключительной тонкостью исполнения. И конструкция Певческого моста, и детали его прекрасного архитектурного оформления разработаны инженером Е. Адамом.

Второй Инженерный мост

Мосты Мойки, возведенные в первой половине XIX века, по праву принадлежат к числу выдающихся произведений русского зодчества. Они идентичны по конструкции (их чугунные арки собраны из блоков-ящиков), но при этом архитектурное оформление почти всегда индивидуально.

Второй садовый мост

«Между мостами столицы, — писал о них В. Курбатов, известный знаток архитектуры Петербурга, — есть несколько таких, которые должны быть отмечены как образцы во всеобщей истории искусства Ими надо гордиться».

Источник информации: «And bridges spanned the waters width / Мосты повисли над водами» Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин.