Великий Новгород расположен на Приильменской низменности, на реке Волхов, в 6 км от озера Ильмень, в 552 км к северо-западу от Москвы.
Новгород — один из древнейших русских городов. В русских летописях впервые упоминается под 859 годом.
Новгород оставался независимым в тяжелые времена татарского ига и сохранил за эти века памятники своей материальной культуры, свои художественные традиции, что придает искусству Новгорода особую ценность.
Новгород. Собор Софии (1045 — 1052 гг.). Фрагмент восточного фасада
Грандиозны и величественны памятники архитектуры княжеского периода — древнейшее сооружение севера Руси, главный храм города — София Новгородская (1045-1052 гг.), соборы Никольский на Ярославовом Дворище (1113 г.), Рождества — в Антоньевом монастыре (1117 г.) и Георгиевский — в княжьем Юрьеве монастыре (1119 г.), они прекрасно характеризуют зодчество раннего периода новгородской школы.
С начала XII века и до присоединения к Москве в 1478 году Новгород становится вечевой средневековой республикой, зодчество которой богато представлено выдающимися архитектурными памятниками. Менее репрезентативные по своей архитектуре храмы Николы на Липне (1292 г.), Успения на Волотовом поле (1352 г.), Рождества в Перынском скиту (кон. XII — нач. XIII в.) явились вехами поступательного развития творческой мысли зодчих, проявивших в этих произведениях свое кредо ярко и выразительно.
Полные интимности и особого обаяния, эти памятники были этапом формирования классического типа новгородского храма периода расцвета зодчества вечевой республики. Храм Федора Стратилата на Ручью (1360-1361 гг.) — ранний и совершенный тип такого храма как бы сконцентрировал в своем облике творческие достижения новгородских мастеров предшествующего времени и явился образцом для возведения многих храмов, каждый из которых отличается индивидуальной архитектурной характеристикой. Среди них выделяется прекрасным убранством фасадов огромный храм Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.), уникальные фрески храма выполнены Феофаном Греком.
Искусство Новгорода — его монументальное зодчество и живопись XI-XVI веков представляют собой крупное явление общеевропейского искусства, оно выделяется ярким национальным своеобразием, неповторимым лаконизмом образов, их выразительностью и художественной законченностью.