Обширный район старого Петербурга, лежащий между Мойкой и Фонтанкой к западу от Крюкова канала, с середины XVIII века назывался Коломной. Крюков канал, ограничивающий ее с востока, принадлежит к самым старым в Петербурге: его северную часть, проходившую от Невы до Мойки, закончили в 1719 году. Название напоминает о том, что строителем был подрядчик Семен Крюков.
![Мосты Крюкова канала](https://en.petersburg-bridges.ru/images/2011/12/11.jpg)
В 1780-х годах канал продлили до Фонтанки, проложив его по старой улице мимо колокольни Никольского морского собора.
![Матвеев мост](https://en.petersburg-bridges.ru/images/2011/12/111.jpg)
В эти же годы берега Крюкова канала укрепили гранитными набережными. Взамен прежних деревянных мостов началось строительство новых, более надежных, деревянные балки которых покоились на каменных опорах, украшенных изящными фонарями.
![Красногвардейский мост](https://en.petersburg-bridges.ru/images/2011/12/2-4.jpg)
Одним из первых был сооружен Матвеевский мост, пересекающий канал у набережной Мойки. Тогда же был построен Пикалов мост, соединяющий берега канала Грибоедова у его «перекрестка» с Крюковым. Пролеты Матвеевского и Пикалова мостов в XX веке перекрыли более надежными металлическими балками.
![Красногвардейский мост](https://en.petersburg-bridges.ru/images/2011/12/3-4.jpg)
Однако их силуэты при этом изменились сравнительно мало. На мостах сохранились и старинные фонари. Особенно красивы фонари Пикалова моста, выполненные в виде стройных гранитных обелисков.
![Пикалов мост](https://en.petersburg-bridges.ru/images/2011/12/4-4.jpg)
В конце XVIII-начале XIX века на Крюковом канале появилось еще пять трехпролетных мостов, по композиции и конструкции аналогичных Матвеевскому и Пикалову. Много позднее их перестроили.
Деревянные балки мостов Декабристов (бывший Офицерский), Торгового, Старо-Никольского и Смежного заменили стальными. В 1932 году соорудили новый Кашин мост, перекрыв канал железобетонной аркой. Ее плавные очертания эффектно оттенили стремительный взлет колокольни Никольского собора.
![Пересечение Крюкова канала и канала Грибоедова](https://en.petersburg-bridges.ru/images/2011/12/6-4.jpg)
Живописный ансамбль мостов Крюкова канала в конце 1950-начале 1960-х годов был дополнен тремя металлическими пешеходными мостами. Краснофлотский пересек Мойку вблизи Новой Голландии, Красногвардейский соединил берега канала Грибоедова у его пересечения с Крюковым каналом, а Красноармейский переброшен через Фонтанку около устья Крюкова канала.
![Крюков канал у Никольского собора](https://en.petersburg-bridges.ru/images/2011/12/8-4.jpg)
Стройные силуэты новых мостов и их архитектурное оформление, тонко стилизованное «под старый Петербург», способствовали тому, что они очень органично сочетаются со старой застройкой бывшей Коломны.
Источник информации: «And bridges spanned the waters width / Мосты повисли над водами» Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин.
This post also available in English.
2 комментария на “Над каналами старой Коломны”
Комментарии закрыты.
эмиль
Декабрь 11, 2011 в 6:13 пп
я хочу найти обелиск установленный в районе петербургской коломны недалеко от теотральной площади рядом с никольским собором
дед
Декабрь 11, 2011 в 6:13 пп
Спасибо, ищем дом, где жили пращуры в 1840 году. Вот так!