Метрополитен в городе Санкт-Петербург предлагали строить многократно, начиная с 1889 года, но к строительству приступили только в 1941 году, в апреле, а уже спустя несколько месяцев работы пришлось прервать из-за войны. Снова строить метро в Ленинграде (так тогда назывался Санкт-Петербург) начали только в 1946 году и 15 ноября 1955 года (ровно, день в день, 20 с половиной лет спустя после открытия московского метро) открыли движение на пусковом участке из 7-ми подземных станций: «Площадь Восстания», «Владимирская», «Технологический институт», «Балтийская», «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово». Ещё одну подземную станцию на этом участке — «Пушкинская» (между «Технологическим институтом» и «Владимирской») открыли чуть позже — 30 апреля 1956 года. Первая линия получила название Кировско-Выборгская. Он шла от Московского вокзала через центр города мимо Витебского вокзала до Балтийского вокзала и далее на юго-западные окраины, сразу связав 3 из 5-ти ж/д вокзалов Ленинграда.
1 июня 1958 года линия была продлена от Московского вокзала на север на 2 подземные станции «Чернышевская» и «Площадь Ленина», причём последняя станция — первая на правом берегу Невы и располагалась рядом с Финляндским вокзалом. Так в единую транспортную сеть были связаны уже 4 вокзала.

Работы по строительству ленинградского метро шли ударными темпами и уже 29 апреля 1961 года было открыто движение по первому участку 2-й линии, получившей название Московско-Петроградская. Линия начиналась от станции «Технологический институт», образующей с одноимённой станцией Кировско-Выборгской линии первый в ленинградском метро пересадочный узел (кстати, и первый в СССР и единственный в городе на данный момент кроссплатформенный) и шла на юг на 4 подземные станции «Фрунзенская», «Московские Ворота», «Электросила» и «Парк Победы».

1 июля 1963 года Московско-Петроградская линия протянулась на север на 4 подземные станции «Площадь Мира», «Невский проспект», «Горьковская» и «Петроградская», причём две последние станции впервые в отечественном метростроении располагались на острове.

В мае 1966 года Кировско-Выборгская линия была продлена ещё на 1 перегон и в ленинградском метро появилась первая наземная станция «Дачное», расположенная поблизости от депо.

3 ноября 1967 года открылся первый участок новой, 3-й линии, получившей название Невско-Василеостровская. Линия шла через весь город с северо-запада на юго-восток города. Первый участок включал 4 подземные станции: «Василеостровская», расположенная на острове, «Гостиный двор» (на которой была сделана возможность пересадки на станцию «Невский проспект» Московско-Петроградской линии), «Маяковская» (на которой была сделана возможность пересадки на станцию «Площадь Восстания» Кировско-Выборгской линии) и «Площадь Александра Невского».

Каждая новая открывавшаяся линия сразу получала пересадки на уже существующие линии, что самым благоприятным образом способствовало удобству пользования метрополитеном.
Был создан костяк из 3-х линий, насквозь пронизывающих центр города. Теперь эти линии можно было смело вести дальше на окраины.

25 декабря 1969 года Московско-Петроградская линия была продлена на юг на 1 подземную станцию «Московская».

21 декабря 1970 года Невско-Василеостровская линия была продлена на юго-восток на 2 подземные станции «Елизаровская» и «Ломоносовская».

25 декабря 1972 года Московско-Петроградская линия была продлена на юг ещё на 2 станции «Звёздная» (подземная) и «Купчино» (наземная).

22 апреля 1975 года Кировско-Выборгская линия была продлена на север на 2 подземные станции «Выборгская» и «Лесная».

31 декабря этого же года линия была продлена на север ещё на 3 подземные станции «Площадь Мужества», «Политехническая» и «Академическая».

29 сентября 1977 года от станции «Автово» Кировско-Выборгская линия была продлена на юго-запад на 2 подземные станции «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов», а первая наземная станция ленинградского метро «Дачное» была закрыта.

29 декабря 1978 года Кировско-Выборгская линия была продлена на северо-восток на 2 станции «Гражданский проспект» (подземная) и «Комсомольская» (наземная). Это было последнее открытие новых станций на Кировско-Выборгской линии. На данный момент её протяжённость составляет 29,6 км, на ней расположены 19 станций (из них 18 подземных).

5 октября 1979 года Невско-Василеостровская линия была продлена на северо-запад на 1 подземную станцию «Приморская».

10 июля 1981 года эта же линия была продлена на юго-восток на 2 подземные станции «Пролетарская» и «Обухово».

4 ноября 1982 года Московско-Петроградская линия была продлена на север на 3 подземные станции «Чёрная речка», «Пионерская» и «Удельная», придя на правобережье Невы.

28 декабря 1984 года Невско-Василеостровская линия была продлена на юго-восток на 1 наземную станцию «Рыбацкое». Это было последнее открытие новой станции на этой линии. На данный момент протяжённость Невско-Василеостровской линии составляет 22,5 км и на ней расположены 10 станций (из них 9 подземных) (самая короткая линия в Санкт-Петербурге, имеющая наименьшее количество станций и единственная линия, не имеющая станций на правом берегу Невы).

Но к этому времени стандартная советская «трёхлинейка» уже не могла удовлетворить транспортные потребности Ленинграда, и 30 декабря 1985 года открылся первый участок новой, 4-й линии, получившей название Правобережная, из 4-х подземных станций. От станции «Площадь Александра Невского», образующей пересадочный узел с одноимённой станцией Невско-Василеостровской линии, на левом берегу Невы, Правобережная линия шла на запад, на правый берег Невы, где шли одна за другой 3 станции «Красногвардейская», «Ладожская» и «Проспект Большевиков», причём станция «Ладожская» была построена с учётом того, что в дальнейшем рядом с ней был открыт ещё один вокзал — Ладожский.

1 октября 1987 года Правобережная линия была продлена на юго-восток ещё на 1 подземную станцию «Улица Дыбенко».

19 августа 1988 года Московско-Петроградская линия была продлена на север на 2 подземные станции «Озерки» и «Проспект Просвещения».

Было понятно, что единственная пересадка не позволяет полноценно использовать Правобережную линию, поэтому все дальнейшие усилия ленинградских метростроевцев были направлены именно на работы на этой линии, что привело к продлению её 30 декабря 1991 года на 3 подземные станции: «Лиговский проспект», «Достоевская» и «Садовая», причём две последние образовывали новые пересадочные узлы — соответственно «Достоевская» со станцией «Владимирская» Кировско-Выборгской линии и «Садовая» со станцией «Сенная площадь» Московско-Петроградской линии.

Теперь ленинградским метростроевцам предстояло продлевать Правобережную линию далее на северо-запад. Но в связи с распадом СССР и наступившей перестройкой финансирование метростроя резко сократилось — естественно, сократились и темпы метростроевских работ.

К тому же в июле 1995 года произошла самая серьёзная авария в истории отечественного метростроения — на перегоне «Лесная»-«Площадь Мужества» Кировско-Выборгской линии плывун затопил тоннель, из-за чего линия была «разорвана» и участок «Площадь Мужества»-«Девяткино» стал транспортным анклавом, связанным с остальной сетью метро автобусным маршрутом. И так небогатое финансирование пришлось делить, исправляя последствия аварии.

Ввиду нехватки средств новый участок Правобережной линии на северо-западе включал только 2 подземные станции «Спортивная» и «Чкаловская». Дорогостоящее строительство пересадочного узла Правобережной и Невско-Василеостровской линии из двух станций «Адмиралтейская» было оставлено «на потом», на «лучшие времена». Эти станции не введены в строй до сих пор.

15 января 1999 года Правобережная линия была продлена на северо-запад ещё на 1 подземную станцию «Старая Деревня», вернувшись наконец-то на тот самый правый берег Невы, в честь которого линия и получила название.

Пропущенную на этом перегоне подземную станцию «Крестовский остров» достроили и открыли чуть позже — 3 сентября этого же года.

Спустя 9 лет после случившегося прорыва плывуна, 26 июня 2004 года, наконец-то удалось восстановить движение на перегоне «Лесная»-«Площадь Мужества».

2 апреля 2005 года Правобережная линия была продлена на север ещё на 1 подземную станцию «Комендантский проспект». Это было последнее открытие новой станции на этой линии. На данный момент протяжённость Правобережной линии составляет 23,3 км и на ней расположены 13 подземных станций.

Последнее открытие новой, юбилейной (60-й) станции в санкт-петербургском метро состоялось 22 декабря 2006 года, когда Московско-Петроградская линия была продлена на север на 1 наземную станцию «Парнас». Всего же Московско-Петроградская линия имеет 18 станций (из них 16 подземных) и протяжённость 30,1 км.

Итого на данный момент в санкт-петербургском метро 4 линии общей протяжённостью 105,5 км, на которых расположены 60 станций (56 подземных). Пересадочных узлов — 6, все двухстанционные.

За всё время существования санкт-петербургского метро переименованиям подверглись 3 станции — в 1992 году:
станция «Комсомольская» Кировско-Выборгской линии стала «Девяткино», станция «Площадь Мира» Московско-Петроградской линии стала «Сенная площадь» и станция «Красногвардейская» Правобережной линии стала «Новочеркасская».

Источник информации: forum.mymetro.ru


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Еще не оценили
11 декабря 2011

Один комментарий на “История метро Санкт-Петербурга”


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Если у вас есть сайт или блог . Обязательные поля помечены *